Категории каталога

Костюмы [1]
Костюмы древних греков
Трапеза [2]
Пища и трапеза у древних греков
Досуг [2]
Досуг древних греков
Общественная жизнь [2]
Древний грек и общество
Деньги [1]
Платежные средства у греков
Охота и скотоводство [1]
Занятия древних греков
Земледелие [1]
Земледелие как основа экономики у древних греков
Военное дело [1]
Военное дело у древних греков
Спарта [1]
Спарта и ее Армия
Афины [1]
Афины и их армия
Аристофан [1]
Комментарии к комедиям Аристофана: «Облака», «Лисистрата».

Форма входа





Четверг, 09.05.2024, 20:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Быт древних греков
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Начинающим » Общественная жизнь

Обряд похорон в Греции
В философии каждая школа на свой лад пыталась разрешить проблему смерти, наставляя человека, как ему следует поступить в минуту, когда умирает кто-либо из его близких или когда умирает он сам. Все, однако, сходились на том, что смерть неизбежна и что она окутана тайной. Подробное изложение всех высказываний античных мыслителей на эту тему составило бы целый том. Повседневная же практика погребальных обрядов была целиком подчинена традиционным верованиям греков.
Всем философским теориям предшествовала вера в существование души: смертной или бессмертной, покидающей тело в момент кончины и блуждающей затем в царстве мертвых подобием своей земной оболочки.
Чтобы философы взглянули на смерть иначе, понадобились столетия. Эпикур пишет, что «смерть для нас – ничто, ведь все – и хорошее, и дурное, заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений. Самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то уже нет нас».
Еще дальше в своем пренебрежении смертью пошли киники. Однажды у Диогена спросили, является ли смерть злом, он ответил: «как же она может быть злом, если мы не ощущаем ее присутствия?».
И все же большинство эллинов соблюдали общепринятые ритуалы и погребальные обряды. На протяжении лет философские взгляды менялись, обряды же сохранялись веками, как выражение глубокой скорби и памяти об ушедших.
Старец Кефал у Платона утверждает, что при приближении смерти к человеку приходил страх и раздумья. Такой же страх и неуверенность пробуждались у тех, кто приходил прощаться с усопшим. Все считали, что лучше не допускать гнева богов, а совершать обряды, издавна установленные предками.
Согласно верованиям после смерти душу человека брал за руку бог Гермес и вел ее к реке Стикс. Перевозчик Харон переправлял души на другой берег. Ему полагалось заплатить за услугу один обол, поэтому этот обол заранее вкладывали умершему в рот. Это было так называемое «право мертвых».
Далее, в руку умершего вкладывалась медовая лепешка. Ее назначение – умилостивить трехглавого Цербера, охраняющего вход в царство мертвых.
У греков были приняты две формы погребального обряда. Первый: закапывание тела в землю, второй: сожжение на костре. Во втором случае прах укладывался в урну, которую либо закапывали в землю, либо помещали в гробницу.
Обе формы существовали параллельно, но, если не было возможно похоронить труп, для того, чтобы душа умершего не блуждала неприкаянно, необходимо было хотя бы символически совершить обряд: забросать землей. Например, Антигону Софокла обвинили в нарушении приказа о запрете похорон ее брата, но, фактически, она только «сухой посыпала пылью по обряду».
Кроме того, было принято оставлять умершим все, в чем он мог нуждаться: мужчинам клали в гроб оружие, женщинам – драгоценности. Убивали животных, в эпоху Гомера даже людей.
В классическую эпоху обряды также соблюдались, но формы изменились. Пышные и дорогостоящие состязания сменились певцами, плакальщицами и умащениями благовониями. В некоторых греческих полисах (Афинах, Митилене, Сиракузах) принимались специальные законы, ограничивающие издержки граждан на погребальные обряды.
Собственно похороны происходили обычно на следующий день после смерти, тело выносилось из дома и торжественная процессия отправлялась на кладбище или к месту погребального костра. Вынос тела проводили до восхода Солнца, чтобы не оскорбить Аполлона. Интересно, что в комнату покойника до ритуального очищения всего дома не могли заходить женщины моложе 60 лет, не считая ближайших кровных родственников.
Категория: Общественная жизнь | Добавил: Полина (13.01.2008) | Автор: Лидия Винничук
Просмотров: 2180 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024