В комедии «Облака» говорится о старике Стрепсиаде, чей сын, Фидиппид, «вогнал» отца в долги своим увлечением скачками и лошадьми. Когда Стрепсиад перечисляет долги, можно увидеть, что гнедой жеребец в Афинах стоил 12 мин. Седло и хлыст стоили 3 мины. Судя по текстам, софисты, (которых представлял Сократ) брали в обучение кого угодно лишь за то, чтобы им платили деньги, и с условием, чтобы им полностью подчинялись. Но, с другой стороны, это комедия, поэтому, скорее всего, Аристофан, желая посмеяться над Сократом и софистами, сильно преувеличил то, что было на самом деле. Поскольку мы знаем, что Сократ софистом не был, а Аристофан в своей комедии выводит Сократа именно как софиста, можно сделать вывод, что в данном случае Аристофан использует такой прием, как гипербола. Судя по всему, в повседневной жизни древние греки постоянно призывали богов, клялись ими и приводили их как пример. К примеру, Фидиппид клянется Посейдоном Конником, а Стрепсиад постоянно порывается упомянуть Зевса. Стрепсиад рассказывает, как жарил кровяную колбасу для родственников. Из этого можно сделать вывод о разнообразии и составе кухни Древней Греции. Долги в Афинах было принято отдавать в «молодой и старый день» - день новолуния. Это был последний срок. Стрепсиад должен был отдать 15 мин Пасию и Аминию не позже указанного срока, в комедии кредиторы пытаются вернуть долг, и в связи с отказом Спрепсиада обращаются в суд. Из чего можно сделать вывод об обычаях и правилах социальной жизни Афин. В Афинах существовал культ отца, в комедии же Аристофан рассказывает о том, как Фидиппид избивает отца после курса обучения у философов и, таким образом, показывает, чему они обучают своих учеников. Однако при этом отец мог безнаказанно бить своего ребенка. В Греции существовали свои застольные обычаи. Например, греки пели песни под кифару за столом (Фидиппид говорит, что это старый обычай мукомолок). В «Лисистрате» Аристофана видно, что женщины в Афинах, хотя и были бесправны в городской жизни, в доме управляли всем. Например, Лисистрата говорит, что лучше женщин никто не может управлять, причем не только в доме и домашнем хозяйстве, но и в полисе, решая государственные дела. Из комедии можно узнать, что греки часто воевали, на войну уходили почти все граждане - мужчины, и оставалось множество женщин, которым в половине случаев уже не доводилось увидеть своих родных живыми.
|