Однажды Сократ увидел Никомахида, шедшего с выборов, и спросил его: Кого выбрали в стратеги14, Никомахид15? Вот каковы афиняне, Сократ, отвечал Никомахид, меня не выбрали, хоть я со времени поступления на военную службу по набору положил на нее все силы,– был и лохагом и таксиархом и столько ран получил от руки неприятелей (при этом он обнажил тело и стал показывать рубцы от ран); а выбрали Антисфена, который и в пехоте еще не служил; да и в кавалерии ничем особенным не проявил себя и ничего не умеет другого, как только собирать деньги! Так, это хорошо, возразил Сократ, если он сумеет добывать продовольствие солдатам? Да ведь и купцы, сказал Никомахид, деньги собирать умеют; однако по этой причине они не могли бы быть и стратегами. Но у Антисфена, кроме того, есть честолюбие, заметил Сократ,– качество, стратегу необходимое: разве ты не видишь,– сколько раз он ни бывал хорегом16, он всегда своим хором одерживал победу? Нет, клянусь Зевсом, отвечал Никомахид, ничего похожего нет – управлять хором и командовать войском. Однако, возразил Сократ, Антисфен, не имея никакого понятия ни о пении, ни об учении хора, все-таки оказался способным найти превосходных специалистов по этой части. Значит, и занимая должность стратега, заметил Никомахид, он найдет людей, которые вместо него будут строить войско, вместо него будут сражаться! Если он и в военном деле так же, как при управлении хором, будет отыскивать и выбирать лучших специалистов, надо думать, и тут он будет одерживать победы; к тому же, вероятно, у него будет еще больше охоты нести расходы для победы на войне вместе со всем государством, чем для победы хора со своей филой17. Ты хочешь сказать, Сократ, заметил Никомахид, что один и тот же человек может хорошо управлять хором и командовать войском? Я говорю, отвечал Сократ, что, во главе чего бы человек ни стоял, если только он знает, что нужно, и может это добывать, он будет хорошим начальником,– хором ли он будет управлять, или домом, или государством, или войском. Клянусь Зевсом, сказал Никомахид, я никогда не ожидал услышать от тебя, что хороший хозяин будет и хорошим стратегом. Ну, давай рассмотрим, сказал Сократ, что входит в круг обязанностей их обоих: тогда узнаем, одинаковы ли они или чем-нибудь отличаются. Хорошо, отвечал Никомахид. Так вот, сказал Сократ, внушить подчиненным послушание и повиновение себе – это обязанность их обоих? Конечно, отвечал Никомахид. А приказывать исполнять каждое дело человеку, пригодному для него? И это тоже, отвечал Никомахид. Наказывать дурных работников и награждать хороших – это тоже, думаю, долг обоих? Конечно, отвечал Никомахид. Снискать любовь подчиненных – разве это не слава для обоих? И это тоже, отвечал Никомахид. Привлечь к себе союзников и помощников находишь ты полезным для обоих или нет? Конечно, отвечал Никомахид. Беречь то, что есть,– разве это не долг обоих? Разумеется, отвечал Никомахид. Быть заботливым и трудолюбивым в сфере своей деятельности – это тоже долг обоих? Все это, отвечал Никомахид, конечно, составляет обязанность обоих; yо сражаться – это уж не есть обязанность обоих. Однако враги-то бывают у обоих? Конечно, так, отвечал Никомахид. Одолеть их полезно обоим? Конечно, отвечал Никомахид, но ты обходишь молчанием вопрос вот о чем: если придется сражаться, чем тут поможет уменье вести хозяйство? Тут, несомненно, даже очень многое поможет, отвечал Сократ. Хороший хозяин знает, что нет ничего столь выгодного, прибыльного, как победа над врагами в бою, и ничего столь невыгодного, убыточного, как поражение, и потому ревностно будет искать и подготовлять все, способствующее победе; тщательно будет взвешивать, все, ведущее к поражению, и остерегаться этого; если увидит, что силы, находящиеся в его распоряжении, дают шансы на победу, он со всей энергией будет сражаться; но еще гораздо более будет остерегаться вступить в бой, если не будет к нему готов. Не см отри с таким прозрением, Никомахид, продолжал Сократ, на хороших хозяев! Заведование личным хозяйством только количественно отличается от заведования общественными делами, а в других отношениях одно похоже на другое; заведующие общественными делами пользуются не другими какими людьми, а теми же самыми, которые управляют личными хозяйствами. Кто умеет обходиться с людьми, тот хорошо ведет и частные и общественные дела, а кто не умеет, тот и здесь и там делает ошибки.